О новых научных материалах по этногенезу кыргызского народа: его истории, генетике, этнографии, археологии и лингвистике

I

Колоссальный объем появившихся за постсоветский период научных материалов по этногенезу кыргызского народа настолько отличается новизной, что фундаментально и в корне меняет те представления, убеждения, взгляды и оценки, а также научные концепции, которые сложились в течении XIX и XX веков по этому вопросу.

Их принципиальная новизна объясняется следующими обстоятельствами и причинами:

– во первых, новыми научными исследованиями последних 30-40 лет, особенно, в постсоветский период в областях генетики (R1a1 гаплогруппа), этнографии, археологии и лингвистики алтайской группы языков;

– во вторых, очищением от влияния коммунистической идеологии и диктата КПСС над общественными науками, в том числе историей и этнографией и в частности - этногенезом кыргызского народа;

– в третьих, признанными в течение последних десятилетий ошибочными целого ряда научных концепций в исторической науке, особенно касающихся теории традиционных обществ, оценки уровня общественно – экономического и социально – политического развития народов.

II

В период отказа от библейской картины сотворения мира, т.е. на ранних этапах становления истории как науки, уже господствовало убеждение о том, что колониальные народы, ровно как и народы – кочевники являются «неисторическими» народами, т.е. не имеющими истории, отставшими в экономическом, социальном и общественном развитии на уровне патриархальных, первобытно – общинных отношений.

Позднее, марксистско – ленинская теория и основанное на ней учение об общественном развитии, согласно которой народы должны были пройти все стадии общественно – экономических формаций от первобытно – общинной, рабовладельческой феодальной, капиталистической, социалистической до коммунистической, приходили также к выводу о том, что номады, в том числе и кыргызы еще не прошли стадии феодализма и капитализма, а значит, отстали в своем развитии от оседлых народов Запада и Востока но многие и многие века.

Такая изначальная убежденность в отсталости многих народов Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии за годы советской власти и тотального господства идеологии КПСС, проводившей политику «стирания различий между народами и образования единой советской общности», приводила к тенденции и практике преднамеренной фальсификации и умышленного искажения истории, игнорирования данных археологии, этнографии и т.д.

Естественно, «стирания различий между народами и образование единой советской общности» можно было добиться только при условии, когда народы(особенно, малочисленные) будут забывать свою историю, язык, культуру, традиции и духовное наследие!

И такую практику Советская власть начала осуществлять с 1934г. Так, в октябре 1937г. был арестован крупнейший тюрколог, академик, директор Института востоковедения АН СССР А.Н. Самойлович, ложно обвиненный и расстрелянный 13 февраля 1938г., полностью реабилитирован Верховным судом СССР в 1956г.

В 1937г. был также арестован крупнейший лингвист первой половины ХХ века, владевший 18 языками Е.Д. Поливанов (работавший на момент ареста в Институте киргизского языка и письменности, занимавшийся переводом на русский язык эпоса «Манас»). По ложному обвинению был расстрелян в 1938г. Полностью реабилитирован Верховным судом СССР в апреле 1963г.

В декабре 1936г. был арестован и в 1937г. расстрелян видный руководитель азербайджанской культуры и науки в 20 – 30 годы Рухулла Ахундов. Реабилитирован в декабре 1963г.

В январе 1937г. был арестован выдающийся тюрколог Б.В. Чабан – заде и в том же году расстрелян по ложному обвинению. Реабилитирован в июне 1967г.

В марте 1937г. был арестован автор фундаментальных исследований по истории тюркских народов Г.С. Губайдулин, расстрелянный по ложному обвинению в октябре 1937г. Реабилитирован в 1957г.

В 1937г. были репрессированы только в Азербайджане еще 23 человека – языковеды, писатели, поэты.

В эти же годы подверглись репрессии в Казахстане: А. Байтурсунов, Т. Шонанов, Х. Жубанов (лингвисты), писатели М.Жумабаев, С.Сейфулин, И. Джансугуров, Б. Майлин и др. – всего 24 человека.

В Киргизии репрессии ученых были начаты намного ранее. В 1934г. 50 был расстрелян лингвист А. Шадманов (полностью реабилитирован в 1958г.). В 1933г. были арестованы языковед И.Арабаев (покончил самоубийством в тюрьме г. Ташкента), деятели науки и просвещения С. Курманов, Т.А. Сопиев, Х. Кашымбеков. Историк Б. Солтоноев был арестован в 1937г., расстрелян в 1938г., полностью реабилитирован в 1955г.

Языковед К. Тыныстанов был арестован в 1937г. расстрелян в ноябре 1938г., полностью реабилитирован в 1957г. Репрессии подверглись в 1937г. языковеды О. Алиев, (расстрелян в 1938г.), полностью реабилитирован в 1957г., просветитель Б. Данияров(осужден на 10 лет лагерей) реабилитирован в 1959г.

Вторая волна репрессий прошла в 1949 – 1952г.г. В Казахстане и Киргизии она приняла вид борьбы с «феодально – байскими пережитками», фактически поставив цель уничтожения той части национальной культуры, которая сложились до присоединения этих территорий к России.

Пострадали ученые – гуманитарии, историки, языковеды, писатели.

Партия искореняла любые попытки сохранения подлинной национальной культуры. Смертных приговоров не было, но без суда, решением особых совещаний при МГБ СССР, арестованные приговаривались к длительным тюремным срокам. В 1949г. были арестованы Т. Саманчин, в 1950 г. Т. Байджиев и З. Бектенов и приговорены к десяти годам лишения свободы.

III

После таких форм «партийного влияния» на ученых, этнографов, языковедов, историков, археологов можно ли верить той истории, в частности тюркских народов, которая была написана в годы существования СССР и тотального вмешательства КПСС во все сферы жизни советского общества?? Конечно, нет.

Хотя уже и в годы советской власти были призывы пересмотреть ряд «главных концептов советской историографии о длительном сохранении первобытных институтов и их пережитков у кочевников в древности и в средневековье….

Общества с преимущественно производящими формами экономики не могут быть отнесены к первобытным…. Взгляд на кочевые сообщества как первобытные является утарелым... ведь сама теория традиционных обществ разрабатывалась на материалах земледельческих обществ .

Новые научные сведения по этногенезу кыргызского народа: его истории, генетике, этнографии, и лингвистике языка (Приложение 1) однозначно и непосредственно подтверждают древнейшую историю кыргызов, начало формирования которой видный историк – археолог XX века А.Н. Бернштам относил к IV тысячелетие до н.э.

IV

Имеет ли это сегодня, в XXI веке какое – либо значение? Безусловно!

Во - первых, история должна соответствовать объективной действительности и научной истине.

Во - вторых, кыргызский народ, ученые, историки, политики суверенного Кыргызстана должны знать не фальсифицированную, урезанную, далекую от истины историю, а ту историю, которая подтверждена научными материалами археологических раскопок, генетических, этнографических и лингвистических исследований.

В - третьих, один из древнейших («этнообразующих» - по высказыванию академика В.В. Бартольда) народов Центральной Азии не может и не должен продолжать суверенную жизнь с данным КПСС ярлыком «отсталого, патриархально – родового общества, сложившегося в народность в XVI веке» (такое «научное заключение» ведь живет и по сей день!).

В - четвертых, знание подлинного этногенеза кыргызского народа позволит обществоведам и политикам найти те формы государственного устройства и управления, которые соответствовали бы историческому опыту народа, а так же создаст все предпосылки подлинной его самоидентификации, что так важно в эпоху глобализации.

2009-жыл

05 Ноябрь 2023 в 12:59